Дайджест вопросов для мобилизованных налогоплательщиков физических лиц, самозанятых и ИП, а также руководителей организации

10.10.2022

28 сентября 2022 года ФНС в своем письме Б-4-19/12835@ дала разъяснения по наиболее распространённым вопросам связанных с мобилизацией налогоплательщиков физических лиц, самозанятых и ИП. Публикуем наиболее важные из них.

1. Надо ли индивидуальному предпринимателю платить фиксированные страховые взносы?

Нет, не надо. Период мобилизации приравняли ко времени прохождения воинской службы. В то время, когда предпринимательская деятельность не велась, страховые взносы в фиксированном размере уплачивать не надо на основании пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ. При этом согласно указанной статье ИП не платит страховые взносы, при условии представления им в налоговую службу заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и соответствующих подтверждающих документов.

2. Как можно оплатить задолженность по налогам, если налогоплательщик не успел сделать это до того, как его мобилизовали?

За налогоплательщика могут заплатить налог третьи лица: члены семьи, родственники, друзья, коллеги и т.д. Оформить такой платеж можно на официальном сайте налоговой службы в разделе «Уплата налогов и пошлин». При этом необходимо указать ИНН мобилизованного, а на соответствующем шаге указать «Уплата за третье лицо».

Также самозанятые могут настроить автоплатеж в приложении «Мой налог» или уполномоченной кредитной организации.

3. Каким образом мобилизованный индивидуальный предприниматель, руководитель организации, или другой налогоплательщик может узнать о состоянии расчетов с бюджетом, подать необходимую отчетность и прочее?

Налоговый орган предлагает заранее оформить нотариальную доверенность до непосредственной мобилизации. В случае, если налогоплательщика/руководителя организации уже мобилизовали, то доверенность может заверить командир соответствующего подразделения на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ.

4. Надо ли мобилизованному, зарегистрированному как самозанятый, сниматься с учета в налоговом органе?

Нет, не надо. Поскольку во время нахождения на военной службе во время мобилизации, самозанятый не осуществляет предпринимательской деятельности и соответственно не получает доход и налог на профессиональный доход не начисляется и не уплачивается.

5. Что делать если хотят забрать на мобилизацию арбитражного управляющего?

Арбитражный управляющий сам должен подать заявление в Арбитражный суд об освобождении его от обязанностей, порученных ему в деле о банкротстве.

Если же этого не удалось сделать до мобилизации арбитражного управляющего, то саморегулируемая организация арбитражных управляющих самостоятельно направляет такое ходатайство в суд на основании пункта 2 статьи 20.5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

6. Освобождается ли мобилизованный, как военнослужащий, от уплаты земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц?

Что касается земельного и транспортного налога, то на федеральном уровне никаких льгот и освобождений от уплаты налогов для военнослужащих не предусмотрено, однако такие льготы могут ввести субъекты РФ или муниципальные образования соответственно.

Что касается налога на имущество физических лиц, то на федеральном уровне, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, для военнослужащих предусмотрена льгота по налогу. Однако льгота предусмотрена только по одному объекту имущества, при этом дополнительные льготы могут быть предусмотрены нормативными актами муниципальных образований.

Конечно, разъяснений уполномоченных органов значительно меньше, чем самих вопросов, возникающих в новой реальности. Да и ситуаций возникает множество неоднозначных, непонятных, новых, но Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и самой актуальной информацией.


Авторы статьи:

Директор департамента налогового и правового консалтинга
Хуснутдинов И.Г.

Налоговый консультант ДНПК
Шипулина Александра

Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!