г.Набережные Челны
info@audex.ru
пн-чт с 8:30 до 17:30
пт с 8:30 до 16:30

ФСБУ 25 и аренда машины сотрудника

16.11.2023

Распространенная ситуация – организация арендует автомобиль сотрудника для использования в рабочее время по служебным нуждам, управляет автомобилем он сам, а в нерабочее время использует в своих личных целях. Возникает вопрос – нужно ли применять к таким договора с работниками ФСБУ 25/2018 и вести усложненный бухгалтерский учет при планируемых взаимоотношениях больше года?

Прежде всего необходимо отметить, что далеко не каждое соглашение, названное арендой с точки зрения гражданско-правовых отношений, подходит под определение (критерии) аренды, используемое в названном ФСБУ. Кроме того, при применении новых ФСБУ также необходимо учитывать нормы соответствующих МСФО, ни для кого не секрет, что российские документы являются их кратким пересказом. Те более, что отсылка в МСФО за ответами на недостающие нюансы учета предусмотрена в российском бухгалтерском законодательстве напрямую (п.7.1 ПБУ 1/2008"Учетная политика организации").

Важными критериями классификации объектов учета аренды является право арендатора на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды и право арендатора определять, как и для какой цели используется предмет аренды, см п.5 ФСБУ 25/2018. То есть арендатор должен обладать непрерывным контролем над предметом аренды в течение её действия, что подтверждается и нормами международного стандарта (п. 9 МСФО (IFRS) 16 "Аренда").

В рассматриваемой ситуации такой контроль сомнителен. Если под сроком аренды понимать общий срок подобных взаимоотношений, то как быть с тем, что сотрудник (арендодатель) вправе извлекать выгоду от использования автомобиля в нерабочее время (совершать личные поездки или получать прямой доход, например в такси, грузоперевозках и т.п.)? Если считать сроком аренды каждый рабочий день, то почему не признать данную аренду почасовой (пользованием в ограниченные часы, аналог каршеринга)[1]?

Кроме того, по рассматриваемым соглашениям сотрудник абсолютно не ограничен в своем праве в любой момент времени действия договора аренды продать свое транспортное средство, что также не согласуется с критерием отсутствия права арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды (см. пп.2 п.5 ФСБУ 25/2018, п.В21, В22, В14 МСФО (IFRS) 16 "Аренда").

Если же искать действительную причину заключения договоров аренды автомобилей сотрудников на подобных условиях, то выяснится, что основной их целью является возможность учета для целей налогообложения прибыли компенсации фактических расходов работника на использование личного автомобиля для рабочих нужд (бензин, прочие расходные материалы), так как законодательно он ограничен для налога на прибыль смехотворным лимитом 1200-1500 руб. в месяц, не менявшимся с 2002 года[2]. Сама арендная плата при этом, как правило, устанавливается в минимальном размере, только чтобы договор не был признан безвозмездным пользованием.

Поэтому рассматриваемые взаимоотношения ближе по своему содержанию к компенсации за использование личного имущества сотрудника в рабочее время (трудовые отношения), чем к арендным. А учитывая требование приоритета содержания над формой[3] расходы по ним и следует учитывать в целях бухучета по аналогии с подобными компенсациями.

____________________________________

[1] И в такой ситуации уж точно не выполняется условие о долгосрочности аренды (больше года), для признания её финансовой (неоперационной) с соответствующим усложненным учетом (пп. а» п.11 ФСБУ 25/2018)

[2] Установлен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ

[3] Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования, п.6 ПБУ 1/2008"Учетная политика организации"


Автор:

Чубарова Мария

ведущий налоговый консультант компании Кроу Аудэкс



Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!