В результате аудиторской проверки установлено, что строительная организация, являющаяся специализированным застройщиком отражала в бухгалтерском и в налоговом учете резерв предстоящих расходов по строительству жилых домов. При этом порядок начисления и использования этого резерва не был предусмотрен учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.
В результате организация не имела права учитывать расходы по резерву в бухгалтерском учете.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522), в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
В части налогового учета резерва предстоящих расходов по строительству жилых домов следует отметить, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено создание такого резерва, следовательно, отсутствует право на отражение рассматриваемого резерва в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Организацией разработан порядок формирования резерва предстоящих расходов по строительству жилых домов, утвержден в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Для целей налогового учета расходы по резерву не учтены.
В результате необоснованного формирования резерва предстоящих расходов на строительство жилых домов была бы завышена на 141 млн. руб. строка 1540 "Оценочные обязательства" баланса за соответствующий период и на эту же сумму завышена себестоимость продукции.
Организация избежала доначисления штрафных санкций и пеней, которые были бы доначислены в случае налоговой проверки и доначисления налога на прибыль в сумме 28,2 млн. руб.,