г. Набережные Челны
info@audex.ru

Самопроверка налогоплательщиков в сервисах ФНС: рекомендации для заказчиков госзакупок

29.05.2025

Оценить риск потенциальных договорных отношений помогают сервисы ФНС «Как меня видит налоговая» для организаций и индивидуальных предпринимателей. Тематика формируемых там показателей разнообразна – показатели для выездной проверки, финансовая устойчивость, оценка соблюдения законодательства и деловая репутация. Такую информацию власти рекомендуют использовать заказчикам в правилах преддоговорных процедур в рамках закона 223-ФЗ.

 

Раскрытие информации

Постановление Правительства РФ №1624 от 16.09.2022 ограничило доступ к данным на госинформресурсе бухгалтерской отчётности (ГИРБО) по следующим критериям:

– организация во сводном реестре организаций ОПК или перечне стратегических предприятий и организаций;
– организация в списке, к которым могут быть применены ограничительные меры иностранных государств;

– организация в списке резидентов валютного контроля с особыми полномочиями (ч. 4 2  ст.19 закона № 173-ФЗ от 10.12.2003;

– Правительство РФ или Центральный Банк приняли решение об ограничении доступа в информации в отношении организации отдельным документом.

С февраля 2025 года действуют изменения, согласно которым юридические лица в санкционных списках могут также закрыть данные о своих дочерних организациях в ЕГРЮЛ и ГИРБО. Аффилированность определяют по критериям международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) – это учредители и бенефициары. Соответствующее заявление необходимо оформить участникам при регистрации такой компании.

Также действуют ограничения для публикации рейтингов и аналитики на рынке ценных бумаг, эмитенты и инвесторы существенно сократили раскрытие информации в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ.

 

«Как меня видит налоговая»: сервис ФНС

В текущих условиях оценить уровень риска потенциальных договорных отношений помогают сервисы ФНС «Как меня видит налоговая» для организаций и индивидуальных предпринимателей (- Сервисы). Основной задачей сервисов является мониторинг налогового риска и детализация его составляющих самими налогоплательщиками. Компания самостоятельно направляет запрос через личный кабинет, в течение 24 часов должна получить выписку по результатам оценки данных о себе в ФНС РФ. С 2021 года обновленная АИС «Налог -3» накапливает разноплановые данные о налогоплательщике (товарные потоки, контрагенты, доходы, расходы, начисления пр.) практически в режиме реального времени позволяет получать доступ ко всему объему информации из одной базы.

В качестве отчета налогоплательщик получает расширенную выписку («из сервиса юридических лиц») и сжатый Exel-файл – «Показатели ФХД по налогоплательщику». В этом документе крайне важным элементом является фиксация наличия/отсутствия «наличия сделок с взаимозависимыми (взаимосвязанными) налогоплательщиками». Любому бизнесу крайне важно знать на ранней стадии – выявлены ли признаки «дробления», какова вероятность инициации проверки по таким «тяжёлым» основаниям.

 Рисунок123.png

Регламентирует формирование отчетов приказ ФНС РФ № ЕД-7-31/181@ от 24.03.2023, который ввел в действие «Методику проведения оценки юридических лиц на базе интерактивного сервиса ˂.˃» (–Методика). Проверку проводят в два этапа. На первом уровне показаны формальные юридические основания деятельности организации, общая оценка налоговой дисциплины:

· отсутствуют записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;

· отсутствие процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, ликвидации ˂.˃;

· отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей) ЕИС в сфере закупок;

· отсутствие несоответствий НДС (занижении суммы к уплате/о завышении налога к возмещению (˃ 0,65% суммы вычетов) в декларациях за 4 предшествующих  периода).

Последняя редакция отчета включает в себя данные о причастности (отсутствии) ЮЛ или его участника к экстремистской деятельности и терроризму. В форме выписки отчета, действующей с февраля 2025 указана информация об отсутствии среди учредителей организации иностранных агентов.

 Рисунок1234.png

Проверка будет завершена, если по одному или нескольким указанным критериям выявлено отклонение. При отсутствии формальных юридических рисков запускается второй этап – расчет финансовых показателей и детализация налоговых рисков.

Действующая редакция Методики включает в себя 8 нефинансовых критериев налогового контроля по данным АИС «Налог -3» и 14 финансово-экономических. Расширенная форма выписки предусматривает балльную оценку всех показателей. При соответствии условиям ему присваиваются баллы, которые впоследствии суммируются. Интегральный показатель суммы баллов рассматривают все заинтересованные контрагенты и инвесторы для сравнительного анализа.

 

Самостоятельная оценка налоговых рисков

«Концепция планирования выездных налоговых проверок» (пр. № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007) содержит набор критериев самостоятельной оценки налоговых рисков. Часть таких показателей ФНС транслирует налогоплательщику в расширенной форме отчета:

– соотношение среднемесячной зарплаты и уровня средней заработной платы для соответствующей отрасли по данным Росстата (– выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ);

– налоговая нагрузка не менее 75% от среднего уровня, рассчитанного для соответствующего вида экономической деятельности и субъекта РФ по данным сервиса ФНС «Прозрачный бизнес» (– налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли, виду экономической деятельности);

– наличие положительного финансового результата по данным бухгалтерской отчетности (– отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов);

– доля вычетов НДС ниже среднего значения доли налоговых вычетов для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида деятельности, и др.

 Рисунок12345.png

С позиции экономической оценки ФНС РФ обозначила следующие показатели: коэффициент платежеспособности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент покрытия процентов, рентабельность активов. Их соответствие нормативным значениям также включается в обобщённую балльную оценку. При этом отраслевые различия экономической эффективности и оборачиваемости разных видов деятельности не учитываются. Следует учитывать, что на разных стадиях развития бизнеса показатели рентабельности, финансовой устойчивости и у добросовестных налогоплательщиков нормативных значений не достигают.

 

Рекомендации ФАС РФ

Аналогичная процедура по самопроверке действует для предпринимателей также в разделе личного кабинета "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3". ФНС России и Федеральная антимонопольная служба РФ констатируют, что указанные сервисы позволяют получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности потенциальных поставщиков по договорам в рамках закона о закупках № 223-ФЗ.

Для подтверждения надежности поставщика, и недопущения финансовых рисков при выполнении договоров, ФАС России и ФНС России рекомендуют закрепить использование Сервисов оценки в положениях о закупке организаций - заказчиков.

В обязательном порядке предписано применение сервисов в рамках преддоговорных проверок контрагентов в рамках процедур определения единственного поставщика.

В ситуациях иных закупок, заказчик может закрепить в правилах использование Сервисов оценки как дополнительный инструмент, позволяющий получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности поставщиков.

С февраля 2025 ФНС РФ внесла незначительные корректировки в формат выписки, которые свидетельствуют о согласовании с требованиями законодательства о закупках. Расширение использования сервисов самооценки налоговых рисков, в т.ч. и в сфере госзакупок,   преследует цели дисциплинирующего характера в рамках налоговой ответственности.



Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!